Начиная с рождения, мы уже вступаем в социальные отношения сначала с самыми близкими людьми — родителями и ближайшими родственниками, чуть позже с друзьями, коллегами. На всех этапах взросления меняется наше социальное взаимодействие с окружающим миром и людьми. Неизменными остаются лишь социальные потребности в любви, принятии, уважении, потребность быть частью коллектива, потребность в общении с себе подобными, в признании, в том, чтобы нас принимали такими как мы есть, в самореализации. Результатом успешного общения является ПОНИМАНИЕ. Если его нет в семье, то мы находим его среди друзей. В компании человека принимают таким как он есть, его никто не заставляет быть «послушным», «отличником», «аккуратным» и т. п. И дворовая компания становится ему ближе, чем семья. Человек принимает «ценности» коллектива, и для многих это становится приобщением к «запретному плоду» различных зависимостей, которые накрепко принимают новичка в смертоносные объятия.
Употребление химических веществ разрушающе действует на социальную сферу человека:
— происходит потеря социальных навыков, сложности в решении элементарных социальных задач;
— потеря друзей, знакомых и их доверия;
— разрушение отношений в семье, потеря семьи;
— потеря учёбы, работы, финансов и материальных ценностей;
— потеря трудовых навыков, интереса к трудовому процессу, его полное обесценивание, развитие склонности к тунеядству;
— криминальный образ жизни, совершение противоправных действий.
Основными методами для восстановления социальной сферы жизни человека являются:
— семейные клубы — развивают навыки общения;
— трудотерапия — направлена на развитие трудовых навыков для успешной социализации.