Духовные основы реабилитации

Слово «реабилитация» означает восстановление. В процессе употребления психо-активных веществ разрушаются все сферы жизни человека. Потеря здоровья, семьи, работы, друзей наиболее заметна, очевидна. Потеря совести заметна меньше.

В начале реабилитации большинство воспитанников считают, что достаточно просто прекратить употреблять, найти хорошую работу и создать семью. И тогда жизнь наладится, болезнь отступить сама собой.

И лишь со временем становится понятно, что трезвая жизнь невозможна без духовности.

Био-психо-социо-духовная модель зависимости позволяет выделить в процессе реабилитации 4 основных направления:
— восстановление физического здоровья,
— восстановление эмоциональной сферы,
— восстановление социальных связей,
— восстановление духовности.

«Дух творит себе форму». Зависимость начинается в духовной сфере. Если на душе темно, возникает потребность в удовольствиях-суррогатах. Зачастую зависимым просто незнаком опыт высших духовных радостей.

Именно поэтому в программе реабилитации центра «Трезвение» с. Семеть возрождение духовности занимает центральное место. Регулярно проходят беседы с духовником, катехизаторские беседы. Воспитанники центра ежедневно читают утренние и вечерние молитвы, Евангелие и Деяния апостолов, регулярно участвуют в Богослужениях и Таинствах Церкви.

Прот. Анатолий Берестов, Духовно-религиозные аспекты реабилитации:
С психологической точки зрения культ потребле­ния — это компенсаторная деятельность духовно бедного индивида, реализующего через потребление свою свободу и свой творческий потенциал как лично­сти, ибо ни в какой иной форме сделать это он не в состоянии. Понятно, что такая «самореализация» лишь дезориентирует индивида, отнимая у него шанс вырасти когда-нибудь в подлинную целостную личность [76]. При этом ду­ховные ценности, которые приобретаются трудом и самовоспитанием нравственного начала в человеке, обеспечивают его саморазвитие как биопсихосоциодуховной системы. Основной путь формирования нрав­ственной «Я»-позиции — «трансформация духов­ных ценностей в личные» [108]. Но прежде чем их трансформировать, необходимо сформировать пласт этих ценностей в полном соответствии с христиански­ми традициями, что позволяет осуществить приобщение к православному вероуче­нию через регулярное участие в таинствах Церкви, совершение утренних и вечерних молитвенных пра­вил, чтение православной литературы и прочее, что можно считать самовоспитанием под руководством опытных священников — духовников, полноценным вовлечением в литургическую церковную жизнь.

Христианство рассматривает проблему зависимо­стей не как некий феномен человеческой личности, но как приобретённое со времени грехопадения свойство, органически вошедшее в состав человека. Для хрис­тианства конкретные зависимости — лишь метастазы раковой опухоли, сутью которой является греховное зерно, унаследованное от «непослушания Адама». Зависимость от твари, а не от Творца, который со­здав человека, поставил его выше всей остальной тва­ри. И главная зависимость — это зависимость от своего «Я». А поскольку истинная жизнь для христианства начинается за вратами смер­ти, то всей целью этой суетной жизни является именно осво­бождение от зависимостей.

Подлинно совершенный человек — это Христос, новый человек (Еф. 2:15), а так называемый «обыч­ный», так называемый мирской человек духовно не­ нормален, болен, поскольку все его свойства повреж­дены и искажены в Адаме. Поэтому задачей реабилитации является создание таких условий, которые не только не давали бы прогрессировать болезни, но и способствовали бы её исцелению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *