Слово «реабилитация» означает восстановление. В процессе употребления психо-активных веществ разрушаются все сферы жизни человека. Потеря здоровья, семьи, работы, друзей наиболее заметна, очевидна. Потеря совести заметна меньше.
В начале реабилитации большинство воспитанников считают, что достаточно просто прекратить употреблять, найти хорошую работу и создать семью. И тогда жизнь наладится, болезнь отступить сама собой.
И лишь со временем становится понятно, что трезвая жизнь невозможна без духовности.
Био-психо-социо-духовная модель зависимости позволяет выделить в процессе реабилитации 4 основных направления:
— восстановление физического здоровья,
— восстановление эмоциональной сферы,
— восстановление социальных связей,
— восстановление духовности.
«Дух творит себе форму». Зависимость начинается в духовной сфере. Если на душе темно, возникает потребность в удовольствиях-суррогатах. Зачастую зависимым просто незнаком опыт высших духовных радостей.
Именно поэтому в программе реабилитации центра «Трезвение» с. Семеть возрождение духовности занимает центральное место. Регулярно проходят беседы с духовником, катехизаторские беседы. Воспитанники центра ежедневно читают утренние и вечерние молитвы, Евангелие и Деяния апостолов, регулярно участвуют в Богослужениях и Таинствах Церкви.
Прот. Анатолий Берестов, Духовно-религиозные аспекты реабилитации:
С психологической точки зрения культ потребления — это компенсаторная деятельность духовно бедного индивида, реализующего через потребление свою свободу и свой творческий потенциал как личности, ибо ни в какой иной форме сделать это он не в состоянии. Понятно, что такая «самореализация» лишь дезориентирует индивида, отнимая у него шанс вырасти когда-нибудь в подлинную целостную личность [76]. При этом духовные ценности, которые приобретаются трудом и самовоспитанием нравственного начала в человеке, обеспечивают его саморазвитие как биопсихосоциодуховной системы. Основной путь формирования нравственной «Я»-позиции — «трансформация духовных ценностей в личные» [108]. Но прежде чем их трансформировать, необходимо сформировать пласт этих ценностей в полном соответствии с христианскими традициями, что позволяет осуществить приобщение к православному вероучению через регулярное участие в таинствах Церкви, совершение утренних и вечерних молитвенных правил, чтение православной литературы и прочее, что можно считать самовоспитанием под руководством опытных священников — духовников, полноценным вовлечением в литургическую церковную жизнь.
Христианство рассматривает проблему зависимостей не как некий феномен человеческой личности, но как приобретённое со времени грехопадения свойство, органически вошедшее в состав человека. Для христианства конкретные зависимости — лишь метастазы раковой опухоли, сутью которой является греховное зерно, унаследованное от «непослушания Адама». Зависимость от твари, а не от Творца, который создав человека, поставил его выше всей остальной твари. И главная зависимость — это зависимость от своего «Я». А поскольку истинная жизнь для христианства начинается за вратами смерти, то всей целью этой суетной жизни является именно освобождение от зависимостей.
Подлинно совершенный человек — это Христос, новый человек (Еф. 2:15), а так называемый «обычный», так называемый мирской человек духовно не нормален, болен, поскольку все его свойства повреждены и искажены в Адаме. Поэтому задачей реабилитации является создание таких условий, которые не только не давали бы прогрессировать болезни, но и способствовали бы её исцелению.